Маркетинговые исследования рынка недвижимости и консалтинг от АЦ ИРН
О компании
Готовые исследования
Исследования на заказ
Все продукты и услуги
Портфолио
Рекомендации
Пресса о нас
Контакты

Аналитические статьи

02.03.09 : Потребности покупателей определяют вектор развития загородного рынка

Конспект доклада коммерческого директора Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Смурыгиной Екатерины на выставке «ДомЭкспо-2009»

Данные по результатам маркетинговых исследований Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» показывают, что за последние несколько лет облик загородного рынка сильно изменился. Раньше он был ориентирован на самых богатых покупателей, соответственно, и его развитие началось с наиболее престижных и дорогих направлений на небольшой удаленности от Москвы. По мере улучшения социально-экономического положения и благосостояния населения число желающих приобрести загородное жилье возрастало. Не последнюю роль в увеличении числа потенциальных покупателей загородной недвижимости сыграло и постепенное изменение взглядов людей на стиль жизни, уровень комфорта. Загородное жилье стало не только атрибутом самых богатых, но и желаемым элементом жизни среднего класса.

Как известно, спрос рождает предложение, поэтому объемы строительства на загородном рынке недвижимости значительно увеличились. Так, по данным, к концу 2008 года число коттеджных поселков и загородных ЖК выросло в 2 раза по сравнению с 2006 годом. За тот же период на рынке таунхаусов количество поселков увеличилось в 2,3 раза.



Такое увеличение количества поселков и загородных ЖК происходило за счет расширения географии застройки: освоение менее престижных направлений и участков, расположенных на бОльшей удаленности от Москвы. Как видно из графика, в 2006-2008 годах доля менее престижных направлений на загородном рынке жилья выросла в 1,5 раза.



Кроме того, за рассматриваемый период значительно сократилась доля поселков и загородных ЖК, расположенных на близком удалении (до 20 км) от МКАД – в 1,5 раза. Одновременно с этим активное освоение «дальних» земель (за 50 км от Москвы) привело к тому, что к концу 2008 года доля загородного рынка здесь выросла почти в 3 раза.

Естественно, что это привело к изменению структуры предложения - увеличению доли экономичного жилья. Т.е. расширение рынка происходило, в первую очередь, за счет объектов эконом-класса.

Безусловно, это отразилось на потребительских свойствах жилья. Во-первых, среднее количество домовладений в поселках и загородных ЖК возросло за счет выхода на рынок поселков, рассчитанных на большое количество семей. На загородном рынке также, как и на квартирном рынке Москвы, в элитных клубных объектах предусмотрено небольшое количество домов/квартир, в то время как экономичное жилье характеризуется большим числом домовладений. За последние 3 года среднее количество домов в коттеджных поселках увеличилось в 1,5 раза, такая же динамика отмечена и в сегменте загородных ЖК.

Во-вторых, снизилась средняя площадь домовладений. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к ее уменьшению по всем сегментам загородного рынка. Максимальное снижение за 2006-2008 годы характерно для загородных ЖК, где площадь квартир уменьшилась на 30 кв.м. Далее следует коттеджный рынок (на 22 кв.м.) и таунхаусы (на 16 кв.м.). Дело в том, что у менее обеспеченных людей нет потребности в роскошных домах большой площади. Гораздо важнее получить необходимый уровень комфорта по приемлемой цене.

Отмеченное нами выше расширение географии загородного рынка за счет освоения новых территорий привело к тому, что за последние 3 года его общий объем в квадратных метрах вырос в 2,5 раза. Если в 2006 году было 5млн. кв.м., то к концу 2008 года это уже 12 млн. кв.м.

Уточним, что эти цифры выражают суммарную площадь выставленного на продажу загородного жилья. Показатели объема уже введенного в эксплуатацию жилья будут примерно в 3 раза меньше (из расчета, что строительство объекта, в среднем, занимает 3 года).

Обратимся теперь к ситуации на столичном квартирном рынке. Здесь происходит обратная тенденция. Как видно из таблицы, объем ввода жилья в Москве с каждым годом сокращается. В период 2003-2008 годов снижение показателя составило 26%. При этом, если в 2003 году соотношение социального и коммерческого типов жилья было 1:4, то в 2008 году это уже 3:2. То есть объем вводимого социального жилья в Москве увеличился в 2,5 раза, что позволило ему опередить показатели коммерческого жилья.


Тип жилья Объем ввода жилья в Москве, тыс.кв.м.
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Социальное жилье 798 1 353 1 554 1 563 1 962 1 932
Коммерческое жилье 3 642 3 227 3 096 3 237 2 858 1 348
Итого 4 440 4 580 4 650 4 800 4 820 3 280

При сравнении данных загородного рынка Московского региона и квартирного жилья в Москве отчетливо видно, что явное снижение жилищного строительства в Москве сопровождается активным развитием загородного рынка (особенно с 2006 года).

Таким образом, по оценкам Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», увеличение в последние годы доли эконом-класса на загородном рынке в нынешних условиях играет положительную роль. Снижение объемов строительства в Москве, которая действительно оказывается «не резиновой», усугубляет проблему нехватки жилья. Поэтому экономичное загородное предложение (объем которого с каждым годом увеличивается) будет особенно актуальным, отвечающим потребностям и возможностям покупателей.



Более подробная информация в исследованиях от аналитического центра:

Исследование рынка коттеджных поселков Подмосковья (Декабрь 2008 – Январь 2009)
Весь загородный рынок Московского региона за 2006-2008 годы. Сравнительный анализ. (Декабрь 2008)
Исследование рынка загородных жилых комплексов по итогам 3 квартала 2008 года
Исследование рынка таунхаусов Москвы и Подмосковья по итогам 3 квартала 2008 года
Исследование рынка коттеджных поселков Подмосковья по итогам 3 квартала 2008 года
Исследование рынка загородных жилых комплексов по итогам 2 квартала 2008 года
Исследование рынка таунхаусов Москвы и Подмосковья по итогам 2 квартала 2008 года
Исследование рынка коттеджных поселков Подмосковья по итогам 2 квартала 2008 года
Исследование рынка загородных жилых комплексов по итогам 1 квартала 2008 года
Исследование рынка таунхаусов Москвы и Подмосковья по итогам 1 квартала 2008 года
Исследование рынка коттеджных поселков Подмосковья по итогам 1 квартала 2008 года


Все статьи » Аналитический центр
 
Пресса о нас
Комсомольская правда: Коттеджи распродаются в полцены, а шесть соток в дефиците
Еще с конца прошлого года в рядах компаний, занимающихся загородной недвижимостью, началась практически паника. Заговорили о необычайных скидках на дома и распродажах земли в недостроенных коттеджных поселках... Может, самое время обзавестись фазендой?
Взгляд: Крупнейшие банки возрождают свернутые ранее программы жилищного кредитования
По состоянию на 1 марта еще три из 25 крупнейших банков на рынке ипотеки возобновили программы кредитования на покупку жилья. Ипотечные кредиты на сегодня в Москве предлагают всего 19 банков.
Квартирный ряд: Цены покажут фокус
Аплодировать можно будет в 2011–2012 годах
Портфолио
Создание концепции застройки нового микрорайона на территории ТД «Волынская»

Заказчик:
Компания Интеко
Создание концепции застройки нового микрорайона на территории ТД «Волынская», около 50Га (Аминьевское шоссе, Мичуринский пр-т).
Исследование площадки под застройку нового жилого комплекса в подмосковной Апрелевке

Заказчик:
Группа компаний Ренова (ТНК-BP, Суал)

Исследование площадки под застройку нового жилого комплекса в подмосковной Апрелевке, около 100.000 кв.м. (сейчас ЖК «Апрелевский», ведется строительство первой-второй очередей). Создание и последующая реализация стратегии продажи и продвижения, ценовой политики, комплекса мер по рекламе и PR, создание и поддержка промо-сайта объекта.

Создание концепции застройки нового микрорайона на территории ТД «Раменская»

Заказчик:
Компания Интеко
Создание концепции застройки нового микрорайона на территории ТД «Раменская», около 50Га (ул, Минская, за Золотыми ключами).