Маркетинговые исследования рынка недвижимости и консалтинг от АЦ ИРН
О компании
Готовые исследования
Исследования на заказ
Все продукты и услуги
Портфолио
Рекомендации
Пресса о нас
Контакты

Аналитические статьи

07.07.09 : Власти Москвы снижают объемы строительства гостиниц

При этом пока не ясно, как будет решена проблема нехватки недорогих отелей

Экономический кризис заставил московские власти скорректировать программу строительства гостиниц в сторону уменьшения. В первую очередь это отразится на сегменте недорогих отелей, где как был, так и остается дефицит предложений. Но, несмотря на это, желание активно строить недорогие отели в массовом порядке у девелоперов пока не наблюдается, констатируют специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Мэр Москвы Юрий Лужков недавно заявил, что в столице планируется ежегодно вводить порядка 45 новых гостиниц. Из них 28 уже сдано в эксплуатацию, 17 предстоит открыть. Всего, сообщил он, в столице предусмотрено увеличение числа гостиниц в Москве со 148 до 250.

Москва до сих пор в меньшей степени обеспечена гостиничными номерами по сравнению с европейскими столицами, констатируют аналитики Knight Frank. Например, по показателю количества номеров в расчете на 1000 гостей города Москва в 1,6 раза уступает Праге. Как следствие, стоимость проживания в гостей в российской столице ощутимо дороже. Например, в 2008 году уровень дохода с одного номера в Москве был почти вдвое выше, чем в Праге: 163 евро против 82, отмечается в отчете Knight Frank.

Задачу по увеличению количества номеров московские власти ставят уже давно. Однако до кризиса она была намного амбициознее. Согласно генеральной схеме размещения гостиниц, которая была утверждена постановлением правительства Москвы в апреле 2007 года, к 2010 году число гостиниц планировалось увеличить с 203 до 556, а число гостиничных мест – с 68,5 тыс. до 186,5 тыс. В результате, по словам тогдашнего заммэра столицы, курировавшего программу строительства гостиниц, Иосифа Орджоникидзе, Москва могла бы приблизиться по показателям оснащенности гостиничными номерами к уровню Лондона и Нью-Йорка.

В первую очередь планировалось строить гостиницы классов «2-3 звезды» - в сегменте именно таких гостиниц дефицит ощущался острее всего. Основным резервом для строительства должны были стать территории Центрального административного округа, где число гостиниц планировалось увеличить втрое: с 66 до 197. Но было очевидно, что эта задача крайне сложная. Строительство трехзвездочной гостиницы в центре города экономически невыгодно, если количество номеров небольшое, а площадок под строительство крупных гостиниц с фондом от 500 номеров в ЦАО сейчас просто нет, - признавали участники рынка.

К тому же гостиничный сегмент всегда был наименее привлекательным среди сегментов коммерческой недвижимости: по оценкам девелоперов вложения в строительство гостиницы окупались не менее чем за 7-8 лет тогда как в офисы и торговые центры – не более 3-5 лет. Поэтому не удивительно, что строительство гостиниц в последние годы явно отставало от темпов, заданных документами столичного правительства.

В результате московским властям пришлось пересмотреть показатели программы. Не последнюю роль в этом сыграл и начавшийся кризис, после которого число иностранных гостей столицы сократилось почти вдвое. Это не замедлило сказаться и на показателях загрузки отелей: за первые пять месяцев 2009 года она упала на 40-45%. Но даже несмотря на резкое снижение заполняемости номеров, российские гостиницы по данным участников рынка, остаются самыми дорогими. В среднем за сутки проживания в номере столичного отеля придется заплатить 260 евро.

Как показывается практика, несмотря на дороговизну и снижение спроса, владельцы гостиниц не спешат снижать стоимость проживания. По разным оценкам стоимость номеров упала на 5-15%, что совсем немного для российского рынка коммерческой недвижимости. Например, в большинстве офисов и торговых центров арендные ставки упали не менее чем на 10-15%, а в отдельных офисах класса А снижение превысило 30-40%.

По оценке Colliers International, в 2009 году ожидается прирост предложения на 2,5–3%. При таких темпах строительства поставленная мэром задача довести число гостиниц до 250 выглядит трудновыполнимой. Впрочем, на развитие сегмента высококлассных гостиниц это мало повлияет: уже в 2009 году по оценкам экспертов, он приблизится к точке насыщения. Об этом, в частности, свидетельствуют такие признаки, как стабилизация загрузки в 2008 году, снижение заполняемости в выходные дни и т.д.

А вот как планируется стимулировать девелоперов строить недорогие гостиницы – пока не ясно. Срок окупаемости таких проектов в большинстве случаев составляет не менее десяти лет. В кризисное время усложнился процесс получения банковского кредита. К тому же еще не достигли насыщения объемы предложения в других сегментах коммерческой недвижимости. Поэтому в ближайшие годы Москва может так и остаться самым дорогим гостиничным городом, даже при сниженном туристическом потоке, отмечают в .


Все статьи » Аналитический центр IRN.RU
 
Пресса о нас
Коммерсантъ: В 2011 году сделки с жильем в Москве превысили показатели прошлых лет
В прошедшем году в Москве было продано рекордное количество квартир — 91,224 тыс.
Metrinfo.Ru: Курс квадратного метра на неделю от 16.01.2012
Рынок стабилизировался
Ведомости: Половину жилья в Подмосковье покупают москвичи
Около 35% жилья покупают жители Московской области, остальное разбирают жители других регионов РФ и стран СНГ
Портфолио
Обзор перспектив развития российского рынка недвижимости

Заказчик:
Компания Арсенал Холдинг

Обзор перспектив развития российского рынка недвижимости, сравнительный анализ инвестиционной привлекательности по выбранным регионам.

Оценка инвестиционной привлекательности строящегося жилого микрорайона «Солнцеград»

Заказчик:
Компания Новая Площадь
Оценка инвестиционной привлекательности строящегося жилого микрорайона «Солнцеград», включая опрос экспертов рынка недвижимости Московского региона, а также анализ структуры предложения, динамики и сложившегося уровня цен в исследуемом направлении и, в частности, в микрорайоне «Солнцеград», прогноз цен на жилье в микрорайоне «Солнцеград» на ближайшие два года.
Исследование площадки под застройку нового жилого комплекса в подмосковной Апрелевке

Заказчик:
Группа компаний Ренова (ТНК-BP, Суал)

Исследование площадки под застройку нового жилого комплекса в подмосковной Апрелевке, около 100.000 кв.м. (сейчас ЖК «Апрелевский», ведется строительство первой-второй очередей). Создание и последующая реализация стратегии продажи и продвижения, ценовой политики, комплекса мер по рекламе и PR, создание и поддержка промо-сайта объекта.